Как пишет Bloomberg, производители электромобилей могут на время расслабиться по поводу стоимости металла для батарей. Каковы перспективы лития?
Год назад за тонну лития в Китае просили рекордные 600 тысяч юаней, а сегодня около 120 тысяч, то есть цена упала на 80%, пишет Bloomberg со ссылкой на аналитиков. В США — сравнимый обвал, до 75%, добавляет CNBC.
Другие металлы батарейной промышленности, в том числе никель и кобальт, тоже демонстрируют снижение. И это притом, что электромобильная индустрия растет семимильными шагами, — как указывает Reuters со ссылкой на Европейскую ассоциацию автопроизводителей, до 15% всех новых продаж в ЕС в этом году приходятся на электрокары.
Что происходит с литием? Комментирует аналитик АО «Финам» Алексей Калачев:
Алексей Калачев аналитик АО «Финам» «Рынки металлов — это цикличные рынки, и все панические публикации, как правило, заканчиваются как раз противоположным движением. Буквально несколько лет назад было очень много шума о том, что быстрый рост электромобилей, потребления батарей энергопередач и так далее происходит на фоне дефицита лития, которого просто не хватает на то, чтобы обеспечить все эти будущие потребности, поэтому цена дико росла, и, в общем, предрекали колоссальный дефицит. Все это, в общем, привело к тому, что очень многие производители начали заниматься литием. Многие крупнейшие золотодобывающие компании, в том числе китайские, тоже начали заниматься литием. В результате сейчас очень много проектов запущено, в то время как темпы производства электромобилей идут своим чередом. Сейчас такой момент, когда предложение несколько превысило темпы роста спроса».
Как указывает Bloomberg, ряд компаний уже заявили об угрозе прибыльности. В частности, американский Albemarle Corp, один из крупнейших поставщиков лития для батарейной промышленности, сообщил о рисках для наименее рентабельных проектов по добыче металла. По мнению агентства, дело не только в избыточном предложении лития, но и в переоценке спроса.
Темпы роста электромобильного рынка замедлились на фоне экономической неопределенности и глобального роста процентных ставок. И для лития это не обязательно предел падения — агентство приводит прогноз Goldman Sachs Group, согласно которому цены остаются «заметно выше уровня, необходимого для балансировки рынка». Оптимистично настроен в эфире CNBC глава американской Piedmont Lithium Кит Филипс:
«Я всегда говорю, что битва за литий сейчас находится на третьем иннинге игры на 9 иннингов. Дорожка не гладенькая, рынок штормит туда-сюда, но мы верим в светлое будущее. Спрос на электромобили рекордный, по миру растет на 38%, в США на 40%. Конечно, с учетом инфляции и роста ставок отдельные проекты по производству батарей несколько откладываются, но в итоге они будут построены. Этот тренд не остановить. Нужно понимать, что будущий спрос будет выше на порядок. Ожидается, что к концу десятилетия США будет нужно в 40 раз больше лития, чем производится сейчас. Мы ждем стабилизации цен и отскока. В среднесрочном периоде мы настроены оптимистично».
Россия не добывала собственный литий более 20 лет из-за дешевизны импорта, писал весной журнал Forbes. Как сообщил тогда в Совфеде представитель Минпромторга, зависимость от внешних поставок ставит под угрозу «практических всех российских производителей и потребителей литиевой продукции», в том числе металлургические заводы и компании по производству аккумуляторов.
В прошлом году о планах производить литий из собственного сырья объявили «Норникель», «Ростех» и другие крупные игроки, но освоение месторождений — дело не быстрое. В правительстве ожидают, что закрыть потребности в литии за счет внутреннего производства Россия сможет к 2030 году.